0
Моя корзина
Корзина пока пуста
Товаров в корзине: 0
на сумму 0 руб.
Не зарегистрирован
Каталог

Мотоблоки: ликбез

07.03.19
 

 

 

Мотоблоки: ликбез. Советы по выбору, особенности конструкции,

навесное и прицепное оборудование

По материалам www.master-forum.ru - официальный сайт журналов «Инструменты»,

«GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Нередко термины «мотокультиватор» и «мотоблок» путают. Но это хотя и близкие по назначению и конструкции, но все-таки не идентичные машины. У мотокультиваторов культивация (рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта) является самой главной, а подчас единственной функцией. Мотоблок — более универсальный агрегат, способный использовать специальные прицепные или навесные орудия. Его можно использовать для вспашки, размельчения глыб после вспашки, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений, перевозки грузов, а также уборки территории и очистки ее от снега. Обычно мотоблоки имеют два вала: на один устанавливаются ведущие колеса, другой — вал отбора мощности (сокращенно ВОМ) для привода навесного оборудования. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только вместо фрез. (Существуют так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых, кроме вала для колес, имеется отдельный вал для фрез, но установка каких-либо других инструментов не предусмотрена.)

Современные мотоблоки оснащены четырехтактными двигателями мощностью от 5 до 15 л. с. Двухтактные встречаются только на устаревших моделях. На некоторые тяжелые мотоблоки устанавливают даже дизели — у них большой крутящий момент на низких оборотах, что для «трактороподобной» техники гораздо важнее удельной мощности (отношения мощности к весу). Единственное, что ограничивает широкое распространение дизельных двигателей, — их высокая стоимость.

Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство работы, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. Тяжелая универсальная машина не может обойтись без нескольких передач и заднего хода. На более мощных мотоблоках используется шестеренчатая коробка передач и дисковое сцепление, почти такие же, как на автомобиле. На легких либо недорогих устаревших моделях «коробка передач» представляет собой набор шкивов, соединенных ремнями. Выбирают передачу натяжением с помощью ролика того или иного ремня (другие ремни при этом проскальзывают). К тяжелым относят мотоблоки весом более 80 кг и мощностью свыше 8 л.с.

Такой техникой обрабатывают участки значительного размера. Они предназначены для профессионального использования фермерами и работниками коммунальных служб.

Отбор мощности может осуществляться либо через ременную передачу, либо с помощью шлицевого соединения. Однозначно определить, что лучше, нельзя. Первый способ, благодаря проскальзыванию, предотвращает поломку мотоблока или рабочих органов в случае их заклинивания, например наезда на камень. ВОМ со шлицевым соединением позволяет передать больший крутящий момент, поэтому применяется на более тяжелых и мощных машинах. Другое преимущество — это удобство присоединения навесного оборудования: состыковать шлицы быстрее и легче, чем надеть на шкивы ремень и натянуть его. Да еще не надо заботиться о том, как не потерять ремень при использовании мотоблока без активного навесного оборудования.

НАВЕСНОЕ И ПРИЦЕПНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В отличие от мотокультиваторов, мотоблоки обычно продаются укомплектованными только пневматическими колесами, без каких-либо рабочих инструментов, которые приобретают отдельно. Поэтому при выборе мотоблоков надо учитывать не только их технические параметры, но и ассортимент выпускаемого к нему оборудования, а также совместимость с оборудованием других моделей и производителей. Наиболее распространены следующие типы навесного и прицепного оборудования.

КУЛЬТИВАТОР (фреза). Самым востребованным инструментом являются культивационные фрезы. На некоторых моделях их устанавливают вместо колес, как у мотокультиватора. Меняя количество легкосъемных секций и регулируя сошник, подбирают требуемую ширину обработки. Но предпочтительнее использовать культиватор в виде отдельного навесного агрегата с приводом от ВОМа.

Колеса обеспечивают равномерное движение вперед и препятствуют «самозакапыванию» фрез, чем грешат обычные культиваторы. А так как фрезы и колеса вращаются в противоположных направлениях, то это предотвращает их «выскакивание» и «убегание» при наезде на более твердый участок почвы.

ПЛУГ. Иногда вспашка предпочтительнее других видов агротехнических работ. Например, при обработке целины, когда площадь участка значительна, культивация занимает слишком много времени. При соответствующем навыке с помощью плуга можно закапывать картофель весной и выкапывать осенью. Хорошо изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.

ОБОРОТНЫЙ ПЛУГ. С обычным плугом после вспахивания каждой борозды приходится вхолостую перегонять мотоблок обратно. У оборотного плуга два лемеха — один отваливает пласт налево, другой направо. Но работает только один, другой поднят над землей. При вспашке в обратном направлении работает уже именно он, так что пласт отваливается в ту же сторону.

РОТОРНЫЙ ПЛУГ. Для его работы требуется привод от вала отбора мощности, но работать с ним легче, чем с простым плугом, поскольку он не критичен к равномерности и прямолинейности движения мотоблока. Конструктивно представляет собой от двух до четырех изогнутых лемехов, Преимущества по сравнению с фрезой-культиватором — перенос верхнего слоя земли вниз, как у обычного плуга, и большая производительность.

БОРОНА. После вспашки остаются огромные комья земли. Их необходимо разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона — дисковая или с зубьями (пальчиковая).

ОКУЧНИК (плуг-окучник). Плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.

КАРТОФЕЛЕВЫКАПЫВАТЕЛЬ. Процесс выкапывания картофеля — один из самых тяжелых этапов сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и часто приводит к разрушению корнеплодов. Лучший вариант — специальный картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.

КОСИЛКА. Мотоблоком не только обрабатывают землю, но и косят траву, используя косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные более эффективны, но ножевые маневреннее, ими удобнее косить между деревьев и кустов.

РОТОРНАЯ ЩЕТКА. Насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести большую территорию, будь то асфальтовые дорожки или газон. Надо только отрегулировать высоту. Справится она и со свежевыпавшим снегом.

НОЖ-ОТВАЛ (бульдозерный нож). Иногда нужно передвинуть груду песка или снять слой почвы, а чаще всего — снега. Махать лопатой долго и утомительно, вызывать бульдозер — дорого, да и на маленьком участке он будет, как слон в посудной лавке. У владельца тяжелого мотоблока есть другой выход — навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится — слишком мал вес. Но с небольшими кучами мусора он вполне справится.

ШНЕКО-РОТОРНЫЙ СНЕГОУБОРЩИК. Снег можно отодвинуть в сторону ножом-отвалом, а окончательно очистить поверхность с помощью щетки. Но когда снега много, лучше воспользоваться специальным шнеко-роторным снегоуборщиком. Стальной шнек с зубьями перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы. Снег выбрасывается в сторону на расстояние до 20 метров.

ПРИЦЕП ГРУЗОВОЙ. Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъемностью от 300 до 500 кг. Кузов у нее, как правило, самосвальный или опрокидывающийся. Тележка бывает снабжена тормозами и сиденьем оператора, а иногда и светотехникой.

ПРИЦЕП-АДАПТЕР. Это нехитрое устройство называют еще рабочей одноколкой или ездовым модулем. Позволяет превратить мотоблок в мини-трактор с ломающейся рамой. Представляет собой «задний мост» для мотоблока с установленным на нем сиденьем. Сзади адаптера имеется сцепка для прицепного или пассивного навесного оборудования.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОЛЕСА С ГРУНТОЗАЦЕПАМИ. Сложность пахоты мотоблоком заключается в его малом весе и, как следствие, в малом тяговом усилии. Для его увеличения предусмотрены специальные металлические колеса. Они значительно тяжелее пневматических, а высокие редкие грунтозацепы не забиваются землей при работе.

ЦЕПИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ НА КОЛЕСА. Также предназначены для увеличения тягового усилия, но менее эффективны. Зато дешевы и компактны.

УТЯЖЕЛИТЕЛИ. Если мотоблок слишком легок для обеспечения большого тягового усилия, его утяжеляют дополнительными грузами. Утяжелители можно навешивать как на корпус мотоблока, так и непосредственно на колеса, что более эффективно.

Кроме указанных, существует еще много различных специализированных агрегатов: ворошители сена, мотопомпы, электрогенераторы, сеялки или комбинированные машины для выполнения нескольких операций за один проход.

Версия для печати
Быстрый просмотр
Вход
Логин*
Пароль*
Если у вас еще нет личного кабинета у нас на сайте, то пройдите
регистрацию
Заказать звонок
Быстрый заказ
Работает на: Amiro CMS